Этнос, народ, история
РезюмеВ монографии известного ученого, академика РАН Р.И. Нигматулина "4 Э нашей жизни" (Нигматулин Р.И. 4 Э нашей жизни: Экология, Энергетика, Экономика, Этнос. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 112 с.) представлены размышления по важнейшим вопросам, касающимся жизни современного общества: социально-экономическим, климатическим, физико-техническим, а также энергетическим и этническим. В данном номере журнала представлена одна из частей книги - "Этнос, народ, история".
Ключевые слова:межэтнические противоречия, многоэтническое происхождение этносов, этническая картина, этнический процесс, историческая личность, многоязычие личности, многоэтничность личности, многоконфессио-нальность нации и личности
ОРГЗДРАВ - 2016. - № 3-4. - С. 132-143.
У России своя ложь и своя истина, свое безобразие и своя красота, свой грех и своя святость.
Вадим Кожинов
Народ России - многоэтничный, или многонациональный. В терминах гражданской нации российская нация - многоэтничная. Нас беспокоит, что время от времени возникают межэтнические противоречия, так как они неоднократно приводили к тяжелым конфликтам в прошлом и могут способствовать неустойчивости нашей страны в будущем.
Угро-финские корни в российской нации
Недавно я узнал интересный факт. Русские себя считают славянами. Однако были проведены генетические исследования. Их результаты я узнал от директора Института общей генетики им. Н.И. Вавилова член-корреспондента РАН Николая Казимировича Янковского и от академика Академии наук Республики Башкортостан Эльзы Камиловны Хуснутдиновой. Оказывается, русские по своему происхождению на 98% угро-финны, а не славяне. А татары по своему биологическому происхождению на 92% тоже угро-финны.
В шутку они сформулировали: русские - это финны, говорящие на русском языке, татары по своему биологическому происхождению тоже угро-финны, но говорящие на татарском языке. Иначе говоря, русские - славяне, а татары - тюрки только по языку и культуре, но не по крови.
Многоэтническое происхождение этносов
Я ни в коем случае не принижаю значение культурных корней, но не надо забывать и о своих генах, свидетельствующих о нашем происхождении и об истории наших предков, которые порой разговаривали на разных языках.
Это следует из простых математических оценок.
Родителей [первое поколение перед нами (n = 1)] у нас N1 = 2, дедов и бабушек [второе поколение перед нами (n = 2)] N2 = 4, прадедов и прабабушек [третье поколение от нас (n = 3)] N3 = 8 и т.д. Число наших предков в n-м поколении перед нами равно Nn = 2n. На каждые 100 лет приходится 3-4 поколения. Тогда Александр Невский, который жил около 770 лет назад, отстоит от нас на nAN поколений, а число предков у каждого из нас должно было бы быть NAN:
что в 1,5 раза больше всего населения мира в XIII в. и раз в 50 всего населения на территории современной России, не говоря о численности отдельно русских, татар, башкир и др. Конечно, были дальнеродственные браки, которые во много раз сокращают число наших далеких предков NAN. Тем не менее полученная простая оценка NAN свидетельствует о том, что у всех нас, не только у наших родственников, но и у представителей, ныне относящих себя к разным российским этносам, должны были быть общие предки, жившие во времена Александра Невского.
А у каждого из нас, в частности у меня, предки, жившие в Средние века, были из разных этносов и говорили на разных языках, т.е. у всех у нас, в том числе у меня, гены разных этносов из Средних веков. Некоторые из моих предков сотрудничали, а некоторые воевали между собой. А потомки каждого из нас через несколько поколений разойдутся по разным этносам. Более того, этническая картина с веками меняется. Поэт Олжас Сулейменов в 1970-е гг. доказывал, что автор "Слова о полке Игореве" был двуязычным.
Есть теорема этнографии, которую мне объяснил выдающийся этнограф, член-корреспондент РАН Раиль Гумерович Кузеев, с которым мне посчастливилось сотрудничать и дружить, когда я работал в Уфе.
Теорема. Этнос не вечен. Вечен этнический процесс
Этническая история, или этнический процесс, формирования нации и народа нашей страны -процесс биологического (генетического), культурного, экономического и военного взаимодействия разных этносов иногда дружественного, а иногда и с боевыми столкновениями. Причем бои были не только между разными этносами, но и между группами одного этноса. Вспомните междоусобные войны между русскими князьями, где родные братья коварно и жестоко убивали друг друга без татаро-монгольского ига (А какое ожесточение было в Югославии между разговаривавшими на одном языке сербами, хорватами и боснийцами, различающимися только своей религией (сербы - православные, хорваты - католики, боснийцы -мусульмане). А какая ожесточенная война разворачивается между русскими и украинцами.). При этом противостоящие группы вступали в союзы с группами из других этносов, сопровождая их межэтническими браками.
Формирование русского, татарского, башкирского и других этносов средней России, помимо генетического перемешивания, сопровождалось взаимодействием угро-финской, славянской и тюркской культур.
Очень часто виновником наших бед (коррупции, бестолковости, хамства и др.) выступает так называемое татаро-монгольское иго. Однако предки нынешних татар, в том числе и мои предки, которые были воинами в армии Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, к этому игу не имели никакого отношения (Этому посвящен ряд интересных публикаций известного казанского историка Р.С. Хакимова).
Батый усыновил Александра Невского, а значит, они тесно сотрудничали. Иван Грозный - правнук Мамая, который был раскольником Золотой Орды. За победу над ним Дмитрий Донской получил благодарность от Тохтамыша - тогдашнего главы Золотой Орды. У Бориса Годунова мать -татарка и т.д. Большинство аристократических фамилий (Кутузовы, Аракчеевы, Тургеневы, Державины и др.) имели в своих гербах знаки, свидетельствующие о предках из Золотой Орды и гордились ими. Гаврила Державин писал:
Татарски песни из-под спуду, Как луч, потомству сообщу.
Следуя логике татаро-монгольского ига, народы Средней Азии и Кавказа исторический период, когда они стали частью Российской империи и Советского Союза, должны называть "русским игом". Собственно, идею "русского ига" и пытаются внедрить национальные экстремисты в Украине и в других бывших республиках СССР, пытаясь вытравить из памяти все позитивное и акцентировать внимание только на негативе. Однако в этом периоде тесного взаимодействия культур под "русским игом" у узбеков, казахов, украинцев, татар, грузин и других народов Российской империи и Советского Союза были как выдающиеся достижения, так и социальные трагедии. Было все. И это наша история, и ее не надо упрощать, эксплуатируя умиление дружбой народов или гнев на "иго" одного этноса над другим этносом народа России, обвиняя целые этносы в своих бедах. Сейчас "русское иго" кончилось. И что - стало лучше "освободившимся" от этого "ига" народам? Что стало с их производительными силами, уровнем жизни, трудоустройством, образованием, здравоохранением, культурой, наукой? Ведь граждане новых бывших советских, а ныне суверенных республик разбрелись мигрантами по городам России в поисках малоквалифицированной работы и порой живут в ужасающих условиях.
Все такие умиленья и гневы относятся к тому, что М.Ю. Лермонтов незадолго до гибели назвал: ". темной старины заветные преданья". Причем к мифическим преданьям, которые лишены здравого смысла.
О сбалансированных оценках исторических эпох и роли личностей в истории
Выше я уже отметил одну из причин (холодный климат с коротким и неустойчивым летом) шараханий при оценках истории нашего Отечества, шумных споров вокруг полярных оценок всех царей и лидеров России. Это разделяет наш народ, ожесточает одних против других.
Каждая историческая личность противоречива и многомерна. При оценке исторической личности нельзя ограничиваться одномерной шкалой "злой-добрый". Следует использовать набор показателей страны, достигнутых под его руководством (демография, производительные силы, уровень жизни, здравоохранение, достижения в образовании, культуре и науке, безопасность, обороноспособность и т.д.). И у Петра Великого были как достижения, так и зверские преступные акции. В.И. Ленин, И.В. Сталин, как и Петр I, вздыбили Россию. Они уничтожали как своих врагов, так и невинных несчастных современников. Однако жесточайшего Петра I признают Великим. Мы знаем о беспощадных акциях при завоевании европейцами Америки, но мы признаем достижения последующих поколений при строительстве Новой Америки. Сталин правил страной после революционного подполья, безжалостной и братоубийственной Гражданской войны, когда как для красных, так и для белых гуманность и святость человеческой жизни отошли на второй план, а на первый план вышла цель победить и преобразовать страну по своим лекалам во что бы то ни стало. А кто хотя бы чуть "не с нами, тот против нас". Даже писатель Максим Горький выкрикнул: "Если враг не сдается, его уничтожают".
Примером одностороннего понимания являются также колебательные оценки Николая II и его премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина. Крайне отрицательное восприятие не только революционеров и советских историков, но и выдающихся современников (назову только графа Сергея Витте, писателя Владимира Короленко, великого Льва Толстого, даже Московское хирургическое общество) сменилось восторженными оценками в наше время. Эти восторженные оценки психологически объяснимы, так как уже четверть века не делается радикальных попыток решить коренные социальные проблемы страны: бедность десятков миллионов и аномальное богатство десятков тысяч, что не позволяет обеспечить развитие производительных сил. Столыпин, человек сильной воли и ума, бесстрашно боролся с врагами, добился экономического роста. Но он был одиночкой, зависел от царя, никакой класс его не поддерживал, его реформы сопровождались скорыми (за 2 дня) на расправу военно-полевыми судами и казнями. Вы что, поверите, что все эти двухдневные суды были справедливыми? Такого количества казней не было в России после Петра I. Это раскачивало и озлобляло разные классы России. Великий Лев Толстой написал в своем обращении "Не могу молчать", адресованном Петру Столыпину и Николаю II:
"И это делается в той России, в которой не было смертной казни, отсутствием которой как гордился я когда-то перед европейцами. И тут неперестающие казни, казни, казни... Обращаюсь ко всем участникам непрестанно совершающихся под ложным названием закона преступлений, ко всем вам, начиная от взводящих на виселицу и надевающих колпаки и петли на людей-братьев, на женщин, на детей, и до вас, двух главных скрытных палачей, своим попустительством участвующих во всех этих преступлениях: Петру Столыпину и Николаю Романову.
Опомнитесь, одумайтесь. Вспомните, кто вы, и поймите, что вы делаете". "Разве вы можете верить в то, что, не удовлетворяя требованиям... всего русского народа и сознанным уже большинством людей требованиям самой первобытной справедливости, требованиям уничтожения земельной собственности, не удовлетворяя даже и другим требованиям молодежи, напротив того, раздражая народ и молодежь, вы можете успокоить страну убийствами, тюрьмами, ссылками? Вы не можете не знать, что, поступая так, вы не только не излечиваете болезнь, а только усиливаете ее, загоняя ее внутрь."
Вдумайтесь: это предупреждения великого Льва Толстого, а не пропагандиста из революционеров. И его предупреждения подтвердились! Нынешние гуру из пропагандистов винят только революционеров, большевиков. Конечно, задним числом мы понимаем, что в этой жестокой борьбе было бы лучше, если бы победил П.А. Столыпин. Но ко времени, когда он возглавил правительство России, из-за того что десятилетиями не решалась проблема безземелья крестьян при наличии огромных площадей, принадлежащих богатым помещикам, в обстановке нежелания правящих кругов пойти навстречу "требованиям молодежи" в России сложилась "взрывчатая атмосфера". Об этом и предупреждал Лев Толстой. И те искры, которые П.А. Столыпин и тогдашняя правящая элита высекали, привели к тому, что во "взрывчатой атмосфере" тогдашней России "из искры возгорелось пламя", перешедшее в гигантский пожар и взрыв. Разрушительная жестокость революционеров крепла и мужала в борьбе с жестокостью власти. Если число казней во времена Столыпина исчислялось тысячами, то после революции гибли миллионы в Гражданской войне и сотни тысяч во время большевистских реформ с репрессиями против классовых врагов и врагов народа. В этой войне, в которой жестокость только стремительно нарастала, погиб сам П. Столыпин, зверски была уничтожена семья Николая II.
Имеет место закон эскалации жестокости:
Жестокость против жестокости имеет свойство нарастать, пока не победит один из самых жестоких, которому удается уничтожить своих менее удачливых и не всегда менее жестоких соперников. После этого "пламя" жестокости начнет ослабевать, из-за того что иссякают "топливо" и сопротивление.
Революции активизируют как созидательные и благородные силы, так и разрушительные и мерзостные силы. Провидческие стихи Максимилиана Волошина:
Тот, кто испил хмельной отравы гнева, Тот станет палачом иль жертвой палача. Ответственность за революционные пожары и взрывы несут как власть и правящая элита, так и неистовые революционеры. Неправильно всю вину сваливать только на последнего и победившего. На каждом этапе были свои поджигатели жестокости. Я призываю не к оправданию преступлений и жестокости, не к любви или ненависти к тем или иным личностям, а к всесторонней научной оценке прошлых эпох и исторических личностей с учетом условий, в которых они действовали, причем оценок с минимумом эмоций и негодований, неуместных в науке. Надо формировать правильные исторические уроки, а не публично негодовать.
А ведь сегодня власть и элита опять не хотят решить главную проблему России, о которой писал Лев Толстой, - пропасть между богатыми и бедными. Эта пропасть не только тормозит экономику, но и разрушает производительные силы из-за диссипации ресурсов. При надвигающемся ослаблении экономики это вызовет социальную нестабильность.
Как бы не было неприятно тем, кто ненавидит В.И. Ленина и И.В. Сталина, надо признать, что, помимо жестоких реформ и акций, они решали многие проблемы страны лучше, чем они решаются сейчас. При них были и серьезные достижения. Да, порой оплаченные кровью и страданиями миллионов, а порой спасшие страну. Как у Петра I, так и у многих правителей, которых называют великими.
Не надо обманываться, что революция 1991 г., когда разрушились СССР и советская власть, далась малой жертвой народу России. За нее заплачено 12 млн граждан России, умерших с 1991 по 2012 г. раньше положенного им срока в соответствии с выросшей смертностью (доходившей до уровня сверхсмертности: 16,4 умерших в год на 1000 человек). В эти годы смертность в России (см. рисунок) стала выше смертности в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии, хотя до 1990 г. она была (10,5 в год на 1000 человек) ниже смертности в этих странах. Кроме того, в эти же годы, когда в России нищали десятки миллионов и обогащались десятки тысяч, 7 млн детей не родились в результате катастрофического падения рождаемости. И этих неродившихся граждан будет еще долго не хватать России. А сейчас смертность в России, снизившаяся в последние 10 лет (до 13,1 случая в год на 1000 человек), из-за новых реформ здравоохранения и его недофинансирования снова будет расти. Но это только по России. А если к этому добавить Украину и другие республики СССР, цифры станут еще тяжелей. Но ответственность за все указанные жертвы несут как революционеры, так и правящий класс 1970-1980-х гг.
Мы осознаем, что в области культуры мы шли за Европой, где природные условия лучше способствовали развитию цивилизации. Первый великий русский ученый М. Ломоносов получил образование в Германии. В Европе университеты и профессиональное искусство возникли на несколько веков раньше, чем в России. А всего через полтора века Россия стала великой научной державой. Русские, услышав итальянскую оперу, создали великую русскую оперу. Увидев французский балет, создали великий русский балет. Европа чтит русскую литературу и русскую живопись. Увидев европейский спорт, Россия стала спортивной державой. Россия создала великую авиацию и космонавтику. В эти достижения вовлекались представители всех этносов СССР.
Мы показываем, что можем достигать колоссальных высот. И все это на фоне феодализма, крепостничества, унижений человеческих прав, цензуры, оборонительных и завоевательных войн, и прочее, и прочее.
Поступательное развитие прерывалось революционными и разрушительными преобразованиями, в бескомпромиссной борьбе с несправедливостью и гнетом самодержавия, в борьбе за землю. А потом в удушающей борьбе за коллективизацию села, голодоморы (не только в Украине, но и в России, и, особенно, в Казахстане (См.: Нигматулин Р.И. Нельзя прожить без правды сущей// Вестник РАН. 2002. Т. 72, № 7)), и изнуряющими усилиями в борьбе за индустриализацию. Потом репрессии против "вредителей". А далее - огромные ресурсы на милитаризацию, страшная война, преодоление разрухи, переселение народов, объявленных предателями. А потом борьба с генетикой и кибернетикой, затем потрясшая коммунистическую веру борьба с культом личности, затем увлекшая интеллигенцию борьба с привилегиями и партократией, за демократию, гласность и прочее, и прочее. А сейчас имеем давление чиновничества за сокращение здравоохранения, культуры, образования и науки под флагом модернизации, наблюдаем унижение профессоров и академиков на фоне разрушительной коррупции и некомпетентности чиновничества. И все это наша общая история - история нашего Отечества с крутыми изломами, когда проявлялись мудрость и глупость, верность и предательство, героизм и трусость. Вспомним простые строки Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971):
Тут ни убавить, ни прибавить, Так это было на земле.
Практически все вышеупомянутые выдающиеся деятели России пострадали от репрессий во времена И.В. Сталина сами или пострадали их родители. Но они все равно сумели стать выдающимися гражданами и патриотами своего Отечества.
Несмотря на имидж жестокой страны, многие интеллектуалы мира смотрели на СССР с сочувствием и надеждой, особенно после победы над фашизмом. В европейских странах были сильны позиции компартий. Американские граждане, участвующие в разработке атомного оружия, бескорыстно и с риском для жизни передавали секреты советской разведке.
Чего только не было! Великого и трагичного, наивного и преступного, гуманного и кровавого. А на фоне "коммунистического тоталитаризма" удивительные достижения в искусстве и науке! Несопоставимые с нынешним "временем свободы и демократии".
А во время разрухи 1918 г. В.И. Ленин защитил Российскую академию наук от попыток ее модернизации революционно настроенными большевиками. В том же году, в частности, постановлениями, подписанными им, были созданы Институт географии РАН и Фундаментальная библиотека по общественным наукам РАН. А недавно в библиотеке произошел пожар, из-за того что в институтах РАН в последние годы практически прекратилось финансирование ремонтных работ. Мой Институт океанологии был организован постановлением Правительства СССР, подписанным И.В. Сталиным в декабре 1945 г., через полгода после окончания войны, когда страна была в крови и руинах. А что сейчас? А сейчас уровень обеспечения океанских экспедиций относительно 1980-х гг. сократился в 20 раз! Таких примеров очень много. И все это на фоне растрат на роскошь, утечки капиталов, коррупции, увеселения и т.д.
Для ныне живущих на первый план вышли не опасения государственных репрессий, а опасения отсутствия созидательной воли со стороны нынешнего правительства для решения ключевых проблем страны. Знаменитый русский поэт Виктор Боков (автор популярных песен "Оренбургский платок", "На Мамаевом кургане", "На побывку едет" и др.), за "разговоры" в 1942 г. проведший 4 года в сибирском ГУЛАГе и 9 лет в ссылке, в 1998 г. написал:
Я Сталина ругать перестаю!
В Сибирь из-за него я не поеду.
Что теперь со мной - не пойму:
От ненависти пришел я к лояльности.
Тянет и тянет меня к нему, К его кавказской национальности.
Так же как Лев Толстой в романе "Воскресение" описал гнусность тогдашнего российского суда, так и фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" показал беззащитность простого человека от мерзости нынешней коррумпированной местной "демократически избранной" власти. Не видя во власти силы преодолеть нынешние мерзости, многие обращаются к аскетическому образу Сталина с его железной волей, хотя мало кто хочет возврата тех жестоких времен.
Характерна поэтическая "Молитва сталиниста" еще одного русского поэта Валерия Алексеева, участника Великой Отечественной войны, с 1948 по 1954 г. проведшего в ГУЛАГе:
Устрой стране головомойку
И разберись: кто друг, кто враг?!
По тем, кто начал "перестройку", Давно соскучился ГУЛАГ.
Для новоявленных баронов, В царьки шагнувших из нулей, Колючки ржавой и патронов, Прошу тебя, не пожалей.
До какой же степени надо было довести поэтов Виктора Бокова и Валерия Алексеева, чтобы в 2000-е гг. они написали такие стихи? Они не только знали, что Сталин ответственен за разрушительную коллективизацию села, за репрессии, за провалы в начале Великой Отечественной войны и летом 1942 г., но и сами пострадали от преступных репрессий. Они многие годы ненавидели Сталина за это. Так же к нему относился и я вслед за своим отцом, его родными и товарищами. Но опыт последних 25 лет заставил многих понять больше, чем понимают одномерные толкователи истории, которые из-за объяснимого чувства ненависти к Сталину утверждают, что победил народ вопреки Сталину. В отличие от одномерных толкователей многие после многомерного анализа поняли, что, несмотря на катастрофические и преступные провалы, стоившие нашему народу миллионы жизней, в решающий момент Сталин проявил беспощадную силу и мощный интеллект. Он сумел убрать негодных, к которым уже привык, и собрать вокруг себя самых талантливых руководителей и полководцев, многие из которых были в тюрьмах и лагерях. Сталин безжалостно сплотил весь народ как на фронтах, так и в тылу. Не только мужчин, но и женщин, и детей. Он мудро мобилизовал исторический и религиозный дух народа и сумел его направить на защиту погибавшей страны. В эти трагические и кровавые годы он стал непоколебимым вождем своего народа. Именно таких способностей люди не видят у современных руководителей. Концепция "победил народ вопреки Сталину" бессмысленна и является следствием одномерной ненависти к Сталину.
Еще один характерный эпизод из сталинского времени. От академика Н.П. Лаверова я узнал историю про дело "геологов-вредителей", сфабрикованное по ложному доносу в 1949 г. Их обвинили в сокрытии урановых месторождений. В деле 27 человек, среди них 4 академика и члена-корреспондента АН СССР и 10 профессоров. Они безвинно отбыли 5 лет наказания, а 6 человек погибли. Академик Н.П. Лаверов изучил архивы и обнаружил, что список "вредителей" был завизирован и некоторыми руководителями АН СССР. Над этим списком есть вопрос И. Сталина : "А что Заварицкий?" Этот вопрос попал к 86-летнему академику В.А. Обручеву. В. Обручев написал: "А.Н. Заварицкий дал стране железную руду горы Магнитной. Такой человек не может быть вредителем". А. Заварицкого не тронули. Что-то зависело и от академиков.
И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные. Тогда снова "меч революции", мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиновных, а более удачливых испытывать на мужество, пока те, кто "не ведают, что творят" (или их дети), не научатся что-то понимать.
Сейчас ведется много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы. На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им. Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппозиционеров. В каждой эпохе, у каждого главы государства, оппозиционера и революционера надо отмечать упомянутый выше набор характеристик их деятельности, отмечать и достижения, и провалы, и трагедии с учетом исторических условий в их время. В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшимся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ "белых, красных и черных сторон", сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениям, а не высокомерная ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров. Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствии созидательной воли и интеллекта надо анализировать, но не возвышаться над ними.
Но не менее важно на уроках развивать у школьников память, культуру, способность излагать свои мысли, обосновывать их, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты.
А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий. Тут могут быть разные симпатии и антипатии, восхищение и ненависть. Однако надо учитывать, что утверждение пушкинского Моцарта:
"...гений и злодейство две вещи несовместные" действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице.
Многоязычие - основа многоэтнической гармонии
В мире имеется около 7000 языков. 90% населения мира пользуются всего 25 языками. Большинство из оставшихся 10% понимают речь на этих больших языках. Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки.
В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и 10 малых языков. Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, способность языков народов выражать все великое разнообразие жизни, моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего. Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов и, наконец, человека - царя природы. И все это - как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся в неорганической материи "всего" 1-2 млрд лет тому назад. Мой научный атеизм не может победить "предрассудок": кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс.
Для меня каждый язык любого народа - это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации. Это невозвратимая потеря человечества, беда "интеллектуальной экологии".
Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это когда евреи, собравшиеся в Израиле из разных стран и разговаривавшие на разных языках (немецком, английском, русском, испанском и др., а также на идише - смеси иврита с немецким и другими европейскими языками), решили возродить свой древний язык иврит. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли. Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль. Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера (потерей памяти из-за деградации мозга), те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична.
В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа. Это очень важно, потому что если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, многие представители этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого. Это невозможно и не нужно признавать. Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря на естественные процессы умирания этносов. Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма.
И государственность языка меньшинства -это нормально. Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно было отстаивать свои интересы на любом языке, на котором говорят народы в этой стране.
Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был таковым и фактически таковым и оставался. Он должен носить статус государственного (конечно, наряду с украинским), т.е. быть под защитой государства. Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия -типичные проявления серости чиновничества и эгоистичного национализма миллионов.
Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить государственный статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус в России. Это не значит, что жители страны должны изучать все государственные языки, это значит, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, об их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте. Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый язык, дополнительный к языку матери, делает человека интеллектуально богаче и умнее.
У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии. Он грек, жена у него -франкоязычная швейцарка, у них два сына. При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США, и его семья жила там. Его сыновья окончили там школу. Английский - как родной. Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение велось на немецком языке. Оба инженеры. У них четыре активных (практически родных) языка. Однако они учили еще испанский и турецкий. Сравните их интеллект с одноязычным большинством в России и США? В Швейцарии 4 государственных языка: немецкий (63% населения), французский (20%), итальянский (6,5%), ретророманский (0,5%). В Финляндии 5% граждан являются шведскоязычными. Я их спрашивал: "Когда сборные Финляндии и Швеции играют в хоккей, вы за кого болеете?" Ответ: "За команду Финляндии". Иначе говоря, шведскоязычные граждане Финляндии -патриоты Финляндии, той страны, в которой живут. Но свой язык они сохраняют, и финско-язычное большинство помогает им в этом, признав шведский язык вторым государственным языком.
А в Казани и Уфе в татарско-башкирских семьях владеют только русским языком. А когда ведут речь о введении татарского и башкирского языков в школах, большинство возмущается.
Нужно понимать, что ничего хорошего не получится без серьезных усилий учиться, причем не только своей профессии. Появилась свобода: не хочешь - не учись, что популярно в США. Я против такой свободы. Народ надо заставлять учиться и тренировать свой мозг.
В СССР, если ребенок плохо учился, его прорабатывали пионеры, комсомольцы, вызывали маму, потом папу. Если не помогало, писали папе в парторганизацию, что он плохо воспитывает свое дитя. Если бы отец Паганини не заставлял своего сына играть на скрипке, не было бы великого Паганини.
Мы не должны говорить: "Нам не нужен твой осетинский (или еще какой-то) язык". Никто не имеет права обязывать учить чей-то язык, но мы должны помочь его сохранить, раз представляем великую нацию. Это очень важно.
Спокойная ассимиляция относительно небольшого этноса преобладающим этносом сопровождается накоплением скрытой пассионарности, которая может стать разрушительной.
То, что многие башкиры и татары в городах не знают свой родной язык, - очень плохой показатель.
Кстати, для меня башкирский и татарский языки так близки (там в основном только фонетические различия), что, на мой взгляд, они составляют единый татарско-башкирский язык. В 1990-е гг. некоторые возбужденно говорили: "Надо заставить русских учить башкирский язык". Я отвечал: "Вы свою жену и детей сначала обучите, а потом думайте о русских". В Башкортостане, в Татарстане и в других республиках России надо создавать условия для развития башкирского, татарского и, соответственно, остальных языков России и ни в коем случае не возмущаться развитием школ с национальными языками. Надо стимулировать людей изучать национальный язык. Основа межэтнического мира - понимание, что каждый язык - это духовный дар. Языкам небольших народов трудно выживать, но надо делать все, для того чтобы они сохранялись. Вот это и есть государственность всех языков Российской Федерации и важная основа межэтнической гармонии и интеллектуальной силы страны.
Среди моих друзей и коллег много выходцев из республик России и СССР. Они с детства слышали и говорили на титульных языках этих республик: украинском, армянском, узбекском, татарско-башкирском, чеченско-ингушском, бурятском, мордовском, марийском и других языках России и СССР. Я заметил, что они не только обладают более активным умом, но очень часто лучше и грамотнее говорят и пишут на русском языке, чем их коллеги, в том числе и русские, учившиеся только на русском языке. А это особенно заметно у тех, кто язык своих родителей подкрепил занятиями этим языком в школе.
Многие в республиках опасаются, что распыление сил школьника на два языка - русский и язык малой родины - приведет к ухудшению грамотности в русском языке и проблемам при поступлении в вуз. Часто, но не всегда это действительно так к моменту окончания школы. Но к годам 25 двуязычные (а фактически с двумя родными языками) вырываются вперед. Парадоксально, но их русский язык грамотнее и богаче. Они более фундаментальны и шире смотрят на все обстоятельства. Среди них меньше проявлений химерного национализма. Как в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия, направленные в молодости на учебу, всегда вознаграждаются развитием более сильного ума.
Мой друг академик Ривнер Фазылович Ганиев, башкир, первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане, а в 8-м классе перешел в русскую школу. Он сначала мало что понимал на уроках и вынужден был все задания учить наизусть, а в 10-м классе его сочинения по русской литературе читали одноклассникам как образцовые.
В связи с этим для поддержки выпускников национальных школ я предлагаю экзамен ЕГЭ по родному языку для поступления в вуз разрешать сдавать по двуязычному регламенту (русско-татарскому, русско-башкирскому, русско-чеченскому и т.д.): 60% вопросов по русскому языку и 40% - по национальному. Если они получат хорошие баллы, к моменту окончания вузов их русский язык будет богаче и грамотнее, чем у тех, кто изучал и сдавал ЕГЭ только по одному родному языку - русскому. И это сделает нашу страну сильнее.
Все, что здесь обсуждалось по родным языкам, ни в коем случае не должно отвлекать от овладения иностранными языками в школьные годы.
Многоэтничность личности
Помимо многоязычия личности, я хотел бы обсудить не очень распространенное понятие - многоэтничность личности. Объясню на собственном примере. Я татарин, родившийся в Москве, в детстве дома начавший говорить на татарском и русском языках, получивший образование и ставший профессором в Москве. И для меня русский и татарско-башкирский языки и культуры, все русские, татарские и башкирские национальные переживания являются родными. Я считаю себя и татарином, и русским, и башкиром - и считаю, что это нормально. Это не значит, что все татары и башкиры должны так себя осознавать, но возможность быть носителем духа нескольких этносов - это нормально, тем более что сейчас увеличивается количество Иванов Ахметовичей, Ахметов Петровичей и Владимиров Исааковичей: мама одной национальности, папа - другой. А ведь есть и такие, у которых дедушки и бабушки имеют разные национальности (этническое происхождение). Сейчас мы не указываем в паспорте национальность, не в этом дело. Важно, кем ты себя ощущаешь. Есть такие люди, которые могут про себя сказать: "Я и русский, и еврей, и украинец". Это нормально.
Многоконфессиональность нации и личности
Россия, как и многие страны мира (Индия, Китай, США, ряд европейских стран и др.), многоконфессиональна. В них население исповедует разные религии. Думаю, наступит время, когда появится немало людей, которые будут исповедовать одновременно несколько религий, в частности основные религии в России - христианскую, мусульманскую и иудейскую. Ведь они имеют общую основу. Бог один, только пророки (посланцы Бога) для каждой религии свои. По всем трем религиозным воззрениям Создатель дал людям свободу выбора.
Разъяснения пророков часто очень общи и трактуются по-разному. И без науки и духовности мы и наши потомки не сможем находить правильные и справедливые пути в меняющемся мире с растущими возможностями менять и даже разрушать окружающий мир.
В связи с этим вспомню Николая Николаевича Боголюбова (1909-1992), великого русского математика и физика ХХ в. Он происходил из семьи православного священника и был глубоко верующим христианином. В Азербайджане мне рассказали следующую историю о его пребывании в Баку: ему показали мечеть. Когда он в нее вошел, отошел в угол и стал молиться. Конечно, он произносил христианскую молитву.
Глубоко верующим мусульманином был выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат Абдус Салам (1926-1996), выходец из Пакистана, кембриджский профессор. Он 5 раз в день совершал свою молитву (намаз), хотя жена его была англичанка.
Для человека с высоким уровнем духовности форма обрядов не является определяющей. В будущем образованные и культурные люди будут способствовать гармонизации многоязычного и многорелигиозного мира.